Все на Марс! Первая московская экспедиция на Красную планету. Парк неба в Московском планетарии
Почти в самом центре Москвы расположилось старое здание, известное тем, что в одном из его залов установлен деревянный макет города, созданный еще в докомпьютерную эру. Еще это здание знаменито тем, что здесь под покровительством Московского комитета по архитектуре и градостроительству каждую осень проводится ежегодная выставка работ московских ландшафтных архитекторов.
Так случилось, что весь предыдущий год я работал для Московского планетария – рассчитывал и изготавливал солнечные часы, которые вот-вот должны быть там установлены. Перед тем, как установить их там навечно, мне очень хотелось вывести их в свет – показать их широкой публике, но удобного случая долго не представлялось. И была еще одна, гораздо более важная причина, по которой мне хотелось показать эти часы публике, далекой от астрономии. Об этой причине я скажу в конце. Поэтому, когда друзья пригласили меня принять участие в их выставке, я очень обрадовался и с благодарностью принял их приглашение.
Те, для кого изготовление солнечных часов не просто хобби, а профессия, хорошо знают, что обычные люди рассматривают это занятие как вид легкого помешательства, а самих изготовителей солнечных часов считают едва ли не инопланетянами. Причем, так думают не несколько безграмотных отщепенцев, а все люди вообще – все человечество в целом. И мне это надоело.
Таким образом, созрело решение снабдить человечество солнечными часами и послать его куда-нибудь подальше, например, на Марс, чтобы там оно, наконец, осознало всю глубину своих заблуждений. Приглашение на выставку пришлось очень кстати. Оно давало мне возможность осуществить это решение.
Справедливости ради, я должен признать, что идея переселить человечество на Марс не оригинальна. До меня это уже было сделано Рэем Брэдбери, Гарри Гаррисоном и многими другими.
Я назвал свою инсталляцию «Сад будущего». Действие разворачивается на Марсе в 15 000 году от рождества Христова. Большинство людей не верят в существование Земли – мифической прародины человечества. Однако, существуют материальные доказательства, хранящиеся в национальной сокровищнице. Это полуистлевший роман Джейн Остин со штампом школьной библиотеки Спригфилда с пометками некой Лизы Симпсон, а также бронзовые солнечные часы, которые были когда-то установлены в Московском планетарии. С солнечными часами все понятно. Марсиане знают, для чего использовались эти приборы. С романом Джейн Остин дело обстоит сложнее. В нем упоминаются сады и деревья. Что это такое? Ведь на Марсе флора отсутствует. Однако, для марсиан и здесь нет никаких сомнений. Дерево это разветвленный кусок металла, а сад это место, где таких разветвленных кусков металла очень много.
Как только я придумал эту легенду, я немедленно приступил к созданию марсианского пейзажа. Это оказалось несложно. На сайтах Европейского космического агентства и NASSA полным полно фотографий марсианской поверхности и отдаленных галактик. Таким образом у меня получился самый настоящий романтический сад. Если бы Джейн Остин увидела его, она бы написала еще два десятка романов. В саду, кроме деревьев, сделанных из стали, установлено шесть солнечных часов. Вон они по порядку слева направо.
Звездные часы
Это первые в России солнечные часы данной конструкции. Кроме экваториального циферблата прибор снабжен 18 циферблатами, расположенными на боковых гранях.
Полярно-экваториальные часы
Эти солнечные часы имеют два циферблата – экваториальный и полярный. У часов есть имя «Петя и Волк». Так называется знаменитая детская опера Сергея Прокофьева. Астрономическая площадка Московского планетария предназначена для факультативного астрономического образования детей. Но дети должны понимать, что и объективные науки и субъективные искусства являются совершенно равноправными методами познания и совершенствования мира.
Проекционные солнечные часы
Это первые в России солнечные часы данной конструкции. На их циферблате награвирована стрелка, указывающая на северный и южный полюс мира. На задней поверхности циферблата награвирована таблица уравнения времени.
Многогранные солнечные часы
У этих часов есть четыре вертикальных циферблата – северный, западный, южный и восточный- а также горизонтальный, полярный и экваториальный циферблат.
Горизонтальные часы, сопряженные с вертикальными
Два циферблата связаны одним гномоном, выполненным в виде стрелы, пролетающей сквозь два отверстия. Часы имеют название «Стрела Одиссея», напоминающее детям о древней греческой легенде. На северной грани вертикального циферблата награвирована аналемма.
Цилиндрические экваториальные часы
У этих часов очень простая конструкция, но очень сложное название. И я не уверен, что это название правильное. Полгода назад я спрашивал совета у своих коллег, как их лучше назвать.
Bill Gottesman (www.precisionsundials.com, США) считает, что это полярно-экваториальные часы и ни в коем случае не горизонтальные.
Patrick Powers (BSS, Великобритания) считает, что это равноденственные часы.
Nicola Severino (Италия) считает, что это цилиндрические равноденственные часы с равноденственным гномоном.
Luke Coletti (Great Circle Studio, США) и Sara J. Schechner (Harvard, США) считают, что правильно будет назвать их цилиндрическими экваториальными часами.
Я думаю, что это название подходит к данной конструкции лучше всего.
Итак, я послал человечество на Марс с целью наказать его за недостаточную любовь к солнечным часам. Моя задача выполнена. Теперь я расскажу у причинах, заставивших меня предпринять эту межпланетную экспедицию.
Несколько лет назад в начале февраля мне позвонил человек, представившийся заместителем директора Московского планетария Станиславом Широковым и назначил мне встречу. Уже много лет Московский планетарий был закрыт, и я знал из газет, что ремонт здания приостановлен. Москва это северный город и феврале в 5 часов вечера здесь совершенно темно. Я шел по заснеженному неосвещенному переулку и недоумевал, зачем я понадобился заместителю директора.
Снаружи здание Планетария выглядело как голливудский павильон для съемок фильма о последствиях ядерной войны. Широков встретил меня у входа. Когда мы обменивались приветствиями, где-то по-соседству, совсем близко, раздался волчий вой. Рядом с Планетарием, отделенный от него общим забором, расположен Московский зоопарк. Для волков февраль это время любви. И вот, в центре темной заснеженной Москвы волки выли за железными решетками, мечтая о любви и свободе. Гигантский холл Планетария не имел границ. Мы шли мимо разрушенных стен и бездонных пропастей к тусклому источнику света вдали. Я ожидал появления вампиров, но они не появились.
Широков усадил меня в мягкое кресло. Мы пили чай и говорили о звездах, о галактиках, о черных дырах и о солнечных часах. За окнами все также выли волки, но мы не обращали на это внимания.
В бедные послевоенные годы Станислав Широков пришел в Планетарий, чтобы навсегда влюбиться в звездное небо, и проработать здесь всю жизнь. Тысячи москвичей считают себя его учениками. Он очень хотел сделать Московский планетарий лучшим в мире.
Сегодня Московское правительство делает очень многое для этого. Закуплено самое лучшее оборудование и приборы, строительные работы почти завершились, и Планетарий откроется для посетителей в самое ближайшее время. Но Станислав Широков этого не увидит. Он умер в день весеннего равноденствия 2010 года на 78 году жизни.
Эту межпланетную экспедицию я посвящаю Станиславу Широкову – великому ученому, педагогу и моему соавтору и тем мальчишкам и девчонкам, которые, как и он, придут в Планетарий и влюбятся в звездное небо навсегда.