История создания одних солнечных часов

Roser Raluy

 

Солнечные часы с Гобеленом «Сотворение мира».
История изготовления.

 
Мне нравится традиционное искусство Каталонии, именуемое Аука — Auques. Алекс видел одну из моих работ в этом стиле. Ее я посвятила солнечным часам, сделанным нами для музея Цитадели в городе Розес. Алекс подумал, что хорошо было бы сделать в стиле Аука солнечные часы для Дмитрия — одного из его любимых клиентов. Незадолго до этого Дмитрий купил дом на Майорке и как раз в этот момент занимался его обустройством. Но я подумала, что было бы гораздо интереснее использовать для создания солнечных часов не Ауку, а средневековый Гобелен «Сотворение мира», который тоже содержит элементы Ауки. Этот Гобелен хранится в сокровищнице Кафедрального собора Жироны и представляет собой вышивку огромных размеров. На ней изображен Вседержитель, первые главы Библии (как был создан мир), сезоны и месяцы года, ветры, райские реки, а также легенда об Истинном Кресте. Мы купили большую копию Гобелена и полетели на Майорку, чтобы показать ее Дмитрию. Дмитрий, человек искренне верующий. Ему понравилась наша идея. Однако он попросил сделать так, чтобы солнечные часы были максимально похожи на Гобелен, и чтобы размер их был таким же большим!!!

 
На эту огромную работу Дмитрий дал нам один год. Алекс начал с того, что оцифровал все изображения Гобелена и, используя имеющиеся на Гобелене оригинальные изображения, разработал циферблат. Обычно на солнечных часах имеется девиз, представляющий собой мудрое изречение. Для наших солнечных часов Алекс выбрал слова Рамона Луллия — средневекового философа с острова Майорка. Это был 164-й стих из его Книги о Любящем и Возлюбленном «Что значит любовь для тебя, — спросил Возлюбленный, и Любящий ответил: нести в своем сердце священные знаки и слова Возлюбленного». Но, на каком языке мы должны это делать? Ведь в 13 веке Рамон Луллий обычно писал на каталанском. Было решено, что этот девиз будут написан на четырех языках: каталанском, испанском, латыни и русском. Чтобы получить правильные переводы я с благодарностью воспользовалась помощью Альберта Солер (Albert Soler) из университета Барселоны. К этому моменту Алекс уже сделали все расчеты для азимута стены, на которой предполагалось установить солнечные часы, и спроектировал гномон так, чтобы солнечные часы измеряли истинное солнечное время. Затем из дерева и баннерной ткани мы изготовили модель солнечных часов и гномона в масштабе 0.2, опять полетели на Майорку и проверили, как это работает. Все было ОК, и мы могли начать работать.

 

tapestry 1

Рис.1. Проверка модели солнечных часов.

 
Я заказала в типографии большое цветное изображение наших солнечных часов размером 1.5 х 1.3 м, чтобы иметь ее перед глазами во время работы. Мне пришлось также заказать в типографии черно белые и цветные изображения каждой керамической плитки. Черно белые копии предназначались для переноса изображений на керамическую плитку, цветные копии – для контроля правильности цветопередачи. Я купила 414 необожженных керамических плиток, покрытых тонким слоем белой глины. Размер плиток 20 х 20 см. Очень полезной для расшифровки некоторых изображений и текстов Гобелена оказалась книга Мануэля Кастинейреса «Ковер Сотворения Мира». Эта книга содержит самые последние сведения об изображениях и текстах, которые были получены в результате последней реставрации и были до сих пор неизвестны.

 
Традиционный способ переноса изображения на керамическую плитку состоит в том, что на бумаге вдоль линий рисунка с помощью иглы делается перфорация. Затем сквозь образовавшиеся отверстия в керамическую плитку втирают угольный порошок и обводят образовавшиеся пунктирные линии карандашом.

 

tapestry 2

Рис. 2. Традиционный способ переноса изображений на керамическую плитку.

 
Это медленная и кропотливая работа, и Алекс предложил использовать копировальную бумагу. Я была против этого и продолжала использовать метод перфорации до тех пор, пока Алекс не прилетел в мою мастерскую в августе 2014 года. Он провел довольно много времени в моей «Пещере» — так он называл мою мастерскую – но, благодаря этому методу, ему удалось довольно быстро перенести рисунок на оставшиеся 300 плиток.

 

tapestry 3

Рис. 3. Алекс прикован цепью к стене пещеры и пытается помогать Розер Ралуй.

 
Я сделала палитру из 20 цветов, которые в наибольше степени похожи на цвета, использованные при создании оригинального Гобелена и сделала ее обжиг и глазуровку в моей мастерской. Для палитры я использовала необожженную керамическую плитку, покрытую белой глиной. В последствии глазуровку и финальный обжиг в большой тоннельной печи взял на себя завод керамики Ferres.

 

tapestry 4

Рис. 4. Палитра из 24 цветов.

 
Мне приходилось расписывать по три ряда плиток одномоментно. Каждый ряд состоял из 23 плиток. Затем в моей мастерской я делала первый бисквитный обжиг плиток и примерно по 100 штук за раз отвозила их на завод Ferres. Я перестроила мою мастерскую так, чтобы столы могли вместить так можно большее количество плиток. Это гарантировало, что изображения на границах соседних плиток совпадут друг с другом.

 

tapestry 5

Рис. 5. Мне приходилось расписывать по три ряда плиток одномоментно.

 
По мере того, как я занималась росписью плиток, Гобелен Сотворения Мира начинал нравится мне все больше. Мне становились понятными некоторые детали и проблемы, с которыми сталкивались вышивальщицы, создавшие этого Гобелен. В точности неизвестно, кем они были, но есть разумные основания полагать, что Гобелен сделали монахини из монастыря Святого Даниеля в Жироне. С улыбкой и симпатией думала я о людях одиннадцатого века, которые пытались изобразить, например, кита, которого они никогда не видели, или нарисовать, как физически могло бы выглядеть рождение Евы.

 

tapestry 6

Рис. 6. В 11 веке считалось, что это неизвестное науке животное, является китом.

 

tapestry 7

Рис. 7. Ева рождается из ребра Адама, пока последний задумчиво смотрит в сторону.

 
Одной из целей создания Гобелена было продемонстрировать средневековым людям последние достижения современной технологии, таких, например, как усовершенствованный плуг или очень бюджетный метод начинать кормить лошадей не ранее мая месяца, чтобы к лету они были готовы к войне. Несколько позднее я поняла также, почему Дмитрию так понравился дизайн этого Гобелена. Иконография Гобелена основана на классическом византийском наследии. Дмитрий разделяет ценности Русского Православия, а символика Гобелена в прошлом часто использовалась Христианской Церковью.

 

tapestry 8

Рис. 8. Розер Ралуй расписывает легенду об Истинном Кресте.

 
Во время обжига на некоторых плитках образовались трещины, и их пришлось перерисовывать, обжигать и глазуровать заново. Это было нелегко, поскольку рисунки на границе этих плиток должны были совпадать с рисунками на границе плиток, примыкающих к ним. Некоторые плитки отличались особенным «упрямством». Например, плитку № 111 пришлось повторять четыре раза!

 

tapestry 9

Рис. 9. Плитки готовы для первого бисквитного обжига.

 
По желанию заказчика три плитки были заменены. На плитке № 1 появился портрет Дмитрия в окружении жены и детей. На плитке № 414 появилась надпись «Эти солнечные часы с Гобеленом Сотворения Мира в окружении мудрости Рамона Луллия сделали Александр Болдырев и Розер Ралуй в MMXIV году. Плитка № 23 была посвящена матери Дмитрия, покинувшей нас, почти в тот же день, когда эти солнечные часы были закончены. На ней на русском и каталанском языках написано: «Эти солнечные часы посвящаются моей любимой мамочке Галине Петровне Куликовой 26-02-1947 / 05-12-2014».

 

tapestry 10

Рис. 10. Первый бисквитный обжиг идет нормально. Все под контролем.

 
Со всеми этими плитками, пронумерованными и по порядку номеров уложенными в 22 коробки, мы паромом выехали на Майорку 26 декабря 2014 года. В большом гараже нового дома Дмитрия, мы разложили эти плитки на полу в виде будущих солнечных часов. Здесь они должны были дождаться, когда их установят на стене. Меня, однако, очень беспокоило сомнение, — а достаточно ли велика площадь стены. Солнечные часы казались такими огромными, что мне оставалось только надеяться, что при измерениях не произошло никакой ошибки, и что места на стене достаточно.

 

tapestry 11

Рис. 11. Солнечные часы очень большие. Достаточно ли велика площадь стены, чтобы вместить их.

 
В феврале бригада рабочих начала приклеивать плитки к стене. Алексу пришлось привезти на Майорку гномон из нержавеющей стали, который он изготовил в Москве. А мне пришлось купить и привезти на Майорку длинные керамические плитки, из которых была сделана рамка солнечных часов. Когда в аэропорту нас спрашивали, что у нас в багаже, то наше объяснение, что это детали солнечных часов, вызывало такое недоумение, что нас тут же пропускали без всяких проблем.

 

tapestry 12

Рис. 12. Martin и Victor монтируют гномон.

 
Когда мы появились на Майорке, Мартин и Виктор уже приклеили к стене все плитки. Я с облегчением увидела, что стена оказалась достаточно большой, чтобы вместить солнечные часы, однако свободного места на стене почти не оставалось. Чтобы закрепить гномон, в стене были сделаны сквозные отверстия. При этом огромное зеркало, расположенное внутри дома напротив отверстий, было разбито. К счастью дорогая мраморная рама этого зеркала не пострадала. Наконец и гномон, и керамическая рамка, и все плитки были надежно закреплены на стене. Это было 3 марта 2015 года. Яркое солнце дало нам возможность рассмотреть все то, что мы раньше видели только в мастерской и только по частям.

 

tapestry 13

Рис. 13. Вот, что получилось в результате.

 

tapestry 14

Рис. 14. Вот, что получилось в результате.

от розер

 
Спасибо всем, кто сделал это возможным.

 

tapestry 15

Рис. 15. Спасибо всем, кто сделал это возможным. Розер Ралуй на фоне Каталонии.

 

tapestry 16

Рис. 16. Каталония – родина Ковра Сотворения мира. Неизвестно, кто сделал Ковер Сотворения Мира в 11 веке, но Каталония тогда выглядела точно так же, как сейчас.